РУС БЕЛ ENG

Профилактика суицидального поведения

Учебно-методическая литература

свернуть

Как уберечь ребенка от рокового шага

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА (рекомендации родителям)

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся, Но отдельного человека всегда можно» И. Бродский

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этогоне сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  • «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).  

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез.Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя».Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйтевместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказыватьродителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросыпо различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте,если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательнык косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем– признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб,которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300 1006, e-mail: rcpp@bspu.by

 

 

свернуть

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств

Информационный материал

«10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств».

Каждое самоубийство – это личная трагедия, которая безвременно прерывает жизнь человека и распространяется, как круги на воде, нанося непоправимый ущерб членам его семьи, друзьям и сообществам.

Ежегодно в результате самоубийств погибают более 800 000 человек – один человек каждые 40 секунд. Эта проблема общественного здравоохранения затрагивает местные сообщества, регионы и целые страны.

Беларусь занимает пятое место в мире и третье в Европе по количеству суицидов. Об этом свидетельствуют Всемирная статистика здравоохранения за 2018 год, опубликованная ВОЗ. В Беларуси на сто тысяч населения приходится 26,2 суицида в год. Это пятое место в мире.

Самоубийства происходят во всех регионах мира, и их совершают люди всех возрастов. Следует отметить, что среди причин смерти молодых людей (в возрасте 15–29 лет) в мировом масштабе самоубийства занимают второе место. Суицид затрагивает наиболее уязвимые слои населения в мире и особенно распространен в дискриминированных группах общества. Это не только серьезная проблема здравоохранения в развитых странах; фактически, большинство самоубийств совершаются в странах с низким и средним уровнем доходов, где ресурсы и службы, если таковые имеются, часто недостаточны и ограниченны, для того чтобы своевременно выявлять и обеспечивать лечение и поддержку людям, нуждающимся в помощи. Эти тревожные факты и отсутствие своевременных вмешательств делают суицид глобальной проблемой здравоохранения, решать которую необходимо в императивном порядке.

10 сентября 2018 года знаменует собой 16-й Всемирный день предотвращения самоубийств. Этот день был впервые проведен в 2003 году в качестве инициативы Международной ассоциации по предотвращению самоубийств и одобрен Всемирной организацией здравоохранения.

В 2013 г. ВОЗ приняла Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. План призывает государства вырабатывать свои собственные стратегии охраны психического здоровья с упором на четыре главные задачи:

  1. Укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья.
  2. Обеспечивать на первичном уровне комплексную, интегрированную и реагирующую на изменения медико- санитарную и социальную помощь.
  3. Осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья.
  4. Укреплять информационные системы, базу фактических данных и исследования в области психического здоровья. В качестве основного показателя принята частота самоубийств, и ее снижение является целевым ориентиром плана действий.

В 2014 году был опубликован первый доклад ВОЗ о самоубийствах в мире, озаглавленный «Предотвращение самоубийств: глобальный императив».

14 фактов о суицидах из доклада ВОЗ «Предотвращение самоубийств. Глобальный императив» (2014 год):

  1. Самоубийства составляют 56% насильственных смертей в мире (50% среди мужчин и 71% среди женщин).
  2. Каждый год от самоубийств умирают свыше 800 000 человек — один человек каждые 40 секунд.
  3. Чаще всего суициды совершают люди старше 70 лет. Среди причин смерти молодых людей (15−29 лет) самоубийства занимают второе место.
  4. Наиболее сильный индикатор риска будущего самоубийства одна или несколько суицидальных попыток в прошлом. Опасность самоубийства остается высокой даже спустя год после такой попытки.
  5. Имеются данные, что на каждого самоубийцу приходится больше 20 человек, совершивших попытку суицида.
  6. Чтобы объяснить мотивы суицида, недостаточно одной причины или стресс-фактора: обычно их несколько, и они действуют параллельно.
  7. Многие суициды совершаются импульсивно. В этот момент решающим фактором становится легкий доступ к способу совершения самоубийства.
  8. В половине случаев жители богатых стран совершают суицид путем повешения. Еще 18% самоубийц используют огнестрельное оружие. В странах с низким и средним уровнем дохода люди часто убивают себя пестицидами.
  9. В западных странах у 90% жертв самоубийства были психические расстройства, а среди 10%, не имевших четкого диагноза, наблюдались психические отклонения. В Азии люди с проблемами психики составляют около 60% среди жертв самоубийств.
  10. Наиболее распространенные нарушения, влекущие за собой суицидальное поведение — депрессия и расстройства, связанные с употреблением алкоголя. 22% смертей от самоубийства могут быть отнесены на счет спиртного.
  11. В начале XIX века в большинстве стран мира наказывали за попытку самоубийства. Сейчас подобные законы остались лишь в 25 государствах из 192 изученных. Еще 10 стран следуют законам шариата и тоже могут наказывать за попытку суицида. Наказания варьируются от небольшого штрафа до пожизненного заключения. Стоит отметить, что во многих странах, сохранивших подобные законы, они фактически не действуют.
  12. Суицидальные мысли не являются чем-то постоянным, и человек, совершивший попытку самоубийства, может прожить долгую жизнь. Повышение суицидального риска нередко связано с конкретной ситуацией.
  13. Из-за стигматизации самоубийств люди, имеющие суицидальные мысли, не знают, с кем поделиться. Стигма мешает друзьям и родным уязвимого человека оказать ему поддержку, а иногда даже признать проблему.
  14. Суицидально настроенные люди часто не до конца уверены в желании умереть.

В настоящее время в Минской области реализуется Комплекс мер по профилактике суицидального поведения населения на 2015 – 2019 годы.

Принимая во внимание тот факт, что алкоголизация населения является одним из факторов, способствующих формированию суицидального поведения и росту суицидальной активности, будет продолжена систематическая и целенаправленная профилактическая работа по снижению потребления алкоголя населением республики.

Важное значение имеет адекватное освещение в различных СМИ проблемы самоубийств и конкретных случаев суицидальных актов. Специалисты СМИ могут и должны вносить свой вклад в осознание обществом проблемы самоубийств и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве, а также способствовать распространению просветительской информации о факторах и признаках суицидального риска, о депрессии и лечении психических расстройств, способах психологической помощи, информировать о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи. Следование рекомендациям в подаче материала по проблематике суицидального поведения поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом.

В населении существует ложное убеждение о том, что обращение к психиатру, психотерапевту, психологу является чем-то постыдным и влечет за собой социальные последствия, что является серьезным препятствием для широкого раннего обращения населения за необходимой помощью. В период возникновения психических, психологических проблем необходимо думать о здоровье, качестве жизни, а не следовать ложным убеждениям и лишать себя своевременной помощи.

Существующая система оказания психиатрической помощи предусматривает установление диспансерного наблюдения только над пациентами, страдающими тяжелыми, хроническими психическими расстройствами.

С целью профилактики суицидов в УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» функционирует круглосуточный круглосуточный телефон доверия 8-017-202-04-01, МТС 8029 8990401, ведется анонимный прием врачей-

свернуть

Как распознать готовящийся суицид

Признаки необходимо учитывать,

если подросток стал вести себя несвойственным для него образом.

 Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи

- чувствует себя никому не нужным

- не может сам разрешить сложную ситуацию

- накопилось множество нерешенных проблем

- боится наказания

- хочет отомстить обидчикам

- хочет получить кого-то или что-то

В группе риска – подростки, у которых:

- сложная семейная ситуация

- проблемы в учебе

- мало друзей

- нет устойчивых интересов, хобби

- перенесли тяжелую утрату

- семейная история суицида

- склонность к депрессиям

- употребляющие алкоголь, наркотики

- ссора с любимой девушкой или парнем

- жертвы насилия

- попавшие под влияние деструктивных

  религиозных сект или молодежных течений

 

  Признаки суицида:

- угрожает покончить с собой

- отмечается резкая смена настроения

- раздает любимые вещи

- «приводит свои дела в порядок»

- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать

- живет на грани риска, не бережет себя

- утратил самоуважение

 

 Внешний вид и поведение:

  • Тоскливое выражение лица;
  • Гипомимия (минимум мимики);
  • Амимия (лицо-маска);
  • Тихий монотонный голос;
  • Замедленная (ускоренная) речь;
  • Экспрессивная речь;
  • Краткость ответов;
  • Отсутствие ответов;
  • Склонность к нытью, причитания;
  • Общая двигательная заторможенность;
  • Двигательное возбуждение;
  • Бездеятельность.

 

Эмоциональные нарушения:

  • Скука;
  • Грусть;
  • Уныние;
  • Угнетенность;
  • Мрачная угрюмость;
  • Злобность;
  • Раздражительность;
  • Ворчливость;
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • Чувство физического недовольства;
  • Безразличное отношение к себе, окружающим;
  • Тревога беспредметная (немотивированная);
  • Тревога предметная (мотивированная);
  • Ожидание непоправимой беды;
  • Страх немотивированный;
  • Страх мотивированный;
  • Тоска как постоянный фон настроения;
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;

  

Психические заболевания:

  • Депрессия;
  • Шизофрения;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;

Оценка собственной жизни:

  • Пессимистическая оценка своего прошлого;
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
  • Отсутствие перспектив в будущем.

 

Взаимодействие с окружающими:

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу;
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания;
  • Капризность.

 

Вегетативные нарушения:

  • Расширение зрачков;
  • Сухость во рту;
  • Тахикардия;
  • Повышенное АД;
  • Ощущение  нехватки воздуха;
  • Ощущение комка в горле;
  • Головные боли;
  • Повышенная сонливость (бессонница);
  • Отсутствие чувства сна;
  • Чувство физической тяжести;
  • Снижение веса тела;
  • Повышение веса тела;
  • Снижение аппетита;
  • Пища ощущается безвкусной;
  • Снижение интереса к противоположному полу.

Что Вы можете сделать?

- будьте внимательны к своему ребенку

- умейте показывать свою любовь к нему

- откровенно разговаривайте с ним

- умейте слушать ребенка

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой

- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы

- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно

- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц

- обратитесь за помощью к специалистам

Чего нельзя делать?

- не читайте нотации

- не игнорируйте человека, его желание получить внимание

- не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

- не спорьте

- не предлагайте неоправданных утешений

- не смейтесь над подростком

Советы внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите

- чаще обнимайте и целуйте

- поддерживайте в сложных ситуациях

- учите его способам разрешения жизненных ситуаций

- вселяйте  в него уверенность в себе

- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения

Эти слова ласкают душу ребенка…

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой?

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

- Как хорошо, что ты у нас есть!

свернуть

Моя жизнь - мой выбор

В чём ценность человеческой жизни? Чтобы понять это, человеку дана огромная сила для преодоления любых жизненных испытаний. В моменты, когда тебя одолевают депрессия, навязчивые мысли о самоубийстве, тебе кажется, что ты в безвыходной ситуации, и ты думаешь, что, уйдя из жизни таким способом, ТАМ тебе будет лучше – именно в такие моменты стоит осознать, что твой кажущийся жизненный тупик, вовсе не является таковым. Выход есть всегда – измени свой угол  зрения на мир и твоя жизнь изменится. Это на своём жизненном примере показали многие люди. В тебе, как и в миллиардах других людей, есть сила жить, есть воля её созидать.

Жизнь не посылает испытаний выше твоих сил, значит, ты можешь найти выход из любой трудной ситуации или попросить помощи у других.

 

Когда б ты жизнь постиг, тогда б из темноты И смерть открыла бы тебе свои черты. Теперь ты сам в себе, а ничего не знаешь – Что ж будешь знать, когда себя покинешь ты?                                                   (Омар Хайям)

 

«Жизнь – это  счастье, сотвори ее сам!»

Телефоны доверия:

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300 1006, e-mail: rcpp@bspu.by

 Твоя жизнь – это бесценный дар! Она принадлежит только тебе! Она ― ценна! Жизнь дана временно на прокат, дабы ты за отведенный тебе срок имел ШАНС взрастить в себе свои самые лучшие человеческие качества. Ведь там, за гранью этого мира, оценивается лишь твой багаж добрых мыслей и дел на благо других людей. Все внутренние переживания, все душевные боли, ТАМ только усилятся.

Все препятствия надо преодолевать здесь и сейчас. Надо растить в себе Человека с большой буквы в условиях этого мира, здесь и сейчас! Надо познавать мир и расширять рамки своего интеллектуального кругозора здесь и сейчас. Надо по настоящему учиться  Любить и творить Добро здесь и сейчас!

Ты наделён правом Выбора, и от тебя зависит решение, каким мыслям отдавать своё ценное внимание. От того, как ты научишься себя контролировать и постоянно переключаться на позитивные мысли, зависит и твоя дальнейшая жизнь. А благие поступки укрепят твою веру и даруют прочную основу жизни на стороне добра, пребывая на которой, не страшны никакие жизненные испытания. Всё в твоих  руках! Ты капитан своего корабля и в твоих силах выбрать курс в направлении настоящей ЖИЗНИ!

И кто знает, скольких людей в будущем ты осчастливишь своим присутствием, став источником новой жизни!

 В те же моменты, когда навязчивые мысли пытаются атаковать твоё сознание, постарайся быть в компании друзей или родных. Смысл жизни можно обрести всегда, просто осознав, что есть люди, которым очень нужна твоя помощь и забота, пусть даже самая простая и обыденная.

Именно сейчас в данный момент!

Ступив на светлый путь жизни ради других, спустя короткий промежуток времени, ты с большим облегчением почувствуешь, как рассеивается туман негативных мыслей, как ценна твоя жизнь и каждое проживаемое мгновение. Ты с обновленной силой почувствуешь желание жить!

Выход из любой жизненной ситуации с пользой как для человека, так и для окружающих, существует всегда. Нужно лишь запастись ценными знаниями, силой воли, терпением и ЖЕЛАНИЕМ  ЖИТЬ.

 

свернуть

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Рекомендации родителям по профилактике подростковых суицидов.

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка? 

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации. 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений 

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения: 

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид). 

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

на истинные;

демонстративные;

шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все". 

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения 

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

  1. Личностно-семейные конфликты:
  • несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих; 
  • потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
  • препятствия к удовлетворению актуальной потребности; 
  • несчастная любовь; 
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих. 
  1. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
  2. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
  • боязнь наказания или позора; 
  • самоосуждение за неблаговидный поступок. 
  1. Конфликты в профессиональной или учебной сфере: 
  • несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
  • несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей. 

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

  1. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

  1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер. 
  2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
  3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать. 
  4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
  5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Постсуицидальный период

 Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

  • конфликт и его значимость для субъекта;
  • принятие суицидального решения;
  • личное отношение к суициду.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний: 

  1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
  2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов. 
  3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб. 
  4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет. 

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой. 

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. 

Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении. 

Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид. 

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка. 

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

  1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
  2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
  3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
  4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
  5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
  6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
  7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде,  рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
  • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
  • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  1. Поведенческие признаки. Подросток может:
  • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как
  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; 
  • проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
  1. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он: 
  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах. 

Рекомендации родителям 

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения. 

Родителям рекомендуется:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей 

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным? 
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 
  8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях? 
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто его любимый учитель? 
  13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
  14. Вы первым идете на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов 

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

свернуть

Подростковые кризисы

Греческое слово krisis переводится как «решение, приговор, решительный исход». В таком контексте восприятия слова «кризис» можно говорить о неминуемости подросткового кризиса в жизни каждого человека. Это начало переходного периода от детства к взрослому состоянию. В зависимости от культурных традиций, социально – экономического развития общества, внутрисемейных установок он может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Психологическим критерием перехода к подростковому возрасту является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребенке» является основным новообразованием этого возраста. К 12 – 13 годам человеческий мозг становится способным к абстрактному мышлению. Человек задумывается о своем поведении, своих переживаниях. Возникает повышенное внимание к самооценке.

Этому возрасту свойственны стремления к самостоятельности поступков, независимости суждений, бескомпромиссный максимализм в требованиях и оценках, стремление к самоутверждению к поиску своего места в жизни и стремление утвердить себя в ней. Поиск этот осложняется двумя обстоятельствами.

    Во-первых, юноши и девушки в этом возрасте еще не всегда могут объективно оценить свои возможности: их самооценка чаще всего либо завышена, либо, наоборот, занижена.

    Во-вторых, в воспитательной работе с ними мы акцентируем внимание на, казалось бы, бесспорном положении: « главное - не кем быть, а каким быть», но ведь определение места в жизни и утверждение себя в ней начинаются с определения « кем быть», и здесь роль самооценки исключительно велика.

Подросток напоминает собой тонкий, нежный росточек, в нем зарождается свое «я». Его мучают множество вопросов: как самому принимать решения, как суметь договориться со взрослыми и одноклассниками. Подростку нужна помощь, понимание и защита. Отсюда желание спрятаться в компании, затеряться  среди  таких же,  как ты, одним словом, быть, как все.

         Образно говоря, подростковый возраст -  мостик между детством и взрослостью.

         На одном берегу – мама и ребенок, главное в их отношениях – послушание. На другом берегу – уже взрослый ребенок, у него своя жизнь, отношения взрослого со взрослым. Между ними –  подростковый возраст - хрупкий мостик.

В качестве ведущей деятельности в этом возрасте называются: общение со сверстниками и общественно значимая деятельность. Участие подростка в общественно полезной деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.          Общественно полезная деятельность является новым уровнем деятельности ребенка, стремящегося оценивать самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу».

                   «Подросток обречен на рождение из «семейной утробы» в мир социальных отношений. В это время «рвется «эмоциональная пуповина», меняется характер эмоциональной привязанности к родителям. На смену  авторитету родительской власти приходит (или не приходит) авторитет личности родителей».

Подростковый возраст рассматривается не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни.

Кроме интеллектуальной, психо – эмоциональной перестройки у подростков в это же время очень сложный этап физиологического развития. Прежде чем обвинять подростков за их протесты, непонимание требований, попробуем понять их самих и их проблемы. Почему иногда этот  возраст называют трудным?  Почему подросткам трудно учиться?

Подростковый возраст «предваряется некоторым телесным и психическим увяданием – ослаблением памяти, внимания, упадком прежних интересов… А затем начинается беспокойная, тревожная и противоречивая пора интенсивного полового созревания. Освоение собственного тела, которое организовано многоуровнево и сложно, провоцирует как двигательную суперактивность, так и двигательнуя вялость, неподвижность».

У подростков часто возникает вроде бы беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.

Меняется система ценностей, интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры. Есть вероятность "заражения" фанатизмом. Подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми часто носит протестный характер.

          На фоне гормонального взрыва процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает.

          Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь – всё неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле».

          Сердце растёт и… болит, временами часто бьётся. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устаёт. Болит.

          Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

          Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стёклышки в калейдоскопе. То всё ему интересно и работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает  в апатию.

          Подростковый возраст в большинстве своих проявлений очень противоречив. Подросток хочет вырваться из – под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» - в компании, в классе, во дворе и т.д.

Интересно все сразу и ничего.

Хочется всего, сразу и если позже – «то вообще тогда зачем».

При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

  При каких же условиях кризис этого трудного возраста проходит с наименьшими  потерями?

  • Главное условие - положительная самооценка: « я хороший».
  • Проявляемая любовь родителей. Фразы для замечаний: « Когда я вижу, что ты опять сидишь за компьютером, меня это очень огорчает. Я чувствую огорчение, когда ты получаешь двойки. Мне бы хотелось, чтобы …».
  • Ситуация успеха.
  • Похвала, поощрение.
  • Призывать подростка к тому, чтобы он был готов принимать решение и нести ответственность за свои поступки. Осознание личной ответственности важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».
  • Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание братства всех людей. Нужно организовывать с детьми совместные походы, поездки. Те кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это – то и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, шайки, дворовые компании.
  • Ни в одном обществе от ребенка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место. Это и становится основным содержанием общения взрослого и подростка – помочь вырасти в меру взрослости и ответственности. Если этого не происходит, то утрачивается взаимопонимание, и тогда неминуемы конфликты.

Как помочь подросткам?

  • Выстраивайте позитивные отношения  между вами и подростком.
  • Беседуя с подростком, сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним.
  • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  • Соблюдайте баланс самостоятельности и контроля.
  • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже  тогда, когда он не достигает  успеха.
  • Имейте  мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
  • Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность  в нем и уважение к нему как к личности.
  • Не надо возбуждать и раздражать подростков приказным тоном, нужно стараться общаться на равных. Запреты рождают протест. Протестные реакции могут быть прямыми и косвенными, например уход в болезнь. Если ребенок слишком долго не будет получать желаемой свободы, то сформирует защитные сценарии жизни, которые будут мешать его успешному обучению в школе, нарушать взаимодействия с окружающими.
  • Одной из задач подросткового возраста называет установление иерархических отношений между произвольными и непроизвольными двигательными реакциями. Подросткам необходимо свободно двигаться  не менее 3-х часов в день. Подросток, лишенный «мышечной радости», вынужденный сдерживать свои двигательные функции, зачастую проявляет различные виды нервных тиков.
  • Физиологическая нагрузка выше, чем у младшего школьника, спать подросток должен минимум 9 часов!
  • Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород!
  • Неразумная нагрузка вынуждает относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие- то пропустить, какие – то просмотреть вскользь… Все науки не изучишь.
  • А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми и счастливыми.
  • Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  • Правил, ограничений, требований не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  • Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в познании, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).
  • Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  • Тон, которым сообщено требование и запрет должен быть  дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  • О наказаниях.. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
  • Неразумная нагрузка вынуждает относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие- то пропустить, какие – то просмотреть вскользь… Все науки не изучишь.
  • А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми и счастливыми.

Завершение подросткового возраста во многих культурах связывается с прощанием с детством и вступлением в новую пору. Зачастую этот переход  оформляется специальным обрядом – инициацией.

        «Психологической сутью этого обряда является переход к стадии самоопределения. Период «бури и натиска», «эндокринного шторма»  заканчивается переходом к началу «душевной децентрации» - способностью и готовностью личностно и профессионально самоопределиться».

 

свернуть

Памятка для родителей

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период.

Вы можете заметить признаки готовящегося самоубийства у детей:

По словам:

  • Часто говорит о своем душевном состоянии;
  • Прямые высказывания – «Нет смысла жить дальше»;
  • Косвенные высказывания –

«Ничего, скоро вы от меня отдохнете»;

По поведению:

  • подавленное настроение;
  • проявление раздражительности, угрюмости;
  • потеря аппетита или чрезмерное обжорство;
  • бессонница;
  • интерес к возможным способам самоубийства;
  • приведение своих дел в порядок;
  • прощание с друзьями и выражение благодарности.

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни;
  • безответная влюбленность.

 

Если замечена склонность к самоубийству….

Рекомендации родителям

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Первая помощь при суициде

Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.

Необходимо вызвать помощь по телефону.

Попытаться оказать первую доврачебную помощь:

остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;

если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;

при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!

при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык и не оставлять его одного!!!  

Самоубийство ребенка

часто бывает полной неожиданностью для родителей.

Помните, дети решаются на это внезапно!

свернуть

Как помочь ребенку в трудной ситуации

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку в трудной ситуации»

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту или по телефонам экстренной психологической помощи.

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300 1006, e-mail:rcpp@bspu.by

свернуть