РУС БЕЛ ENG

ЗОЖ

8 составляющих здорового образа жизни

  1. Соблюдать режим труда и отдыха, не допускать в своем времени суеты. Пример – высыпать определенное количество часов в сутки;
  2. Грамотное медицинское поведение – это отсутствие самолечения и доводить лечение до конца, т.е. до полного выздоровления;
  3. Привычки. Не имеется в виду употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ– это болезнь. Есть более вредные привычки с зависимостью, как например пребывание в сети интернет;
  4. Гигиена – это не только чистота нашего тела, но и помещение в котором мы живем;
  5. Эмоции – уметь правильно и вовремя без причинения вреда окружающим выражать чувства;
  6. Интеллект – помимо чтения и учебы играть в логические настольные игры (шашки, шахматы и т.д.);
  7. Движение – движение это жизнь. Заниматься физкультурой, которая подходит под твое тело (в меру возможностей);
  8. Питание – грамотное употребление пищи, режим питания.
свернуть

В здоровом теле - здоровый дух!

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.
      Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
      В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.
     От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

свернуть

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

        Формируя режим дня школьника учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

свернуть

Ты есть то, что ты ешь

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны – и получите довольно грустную картину.
        Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. Ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят пополдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке.
         Составляя рацион, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
         Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.
Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.
Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.
           Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Лучше всего есть рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном.
           Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!
       Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Вместо сладких булочек и конфет покупайте фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант.
Правильная организация питания школьников обеспечивает организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе.
Питайтесь разнообразно и правильно, и будьте здоровы!

свернуть

Следим за осанкой

Осанка – это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку. Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. Как же сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?
       Прежде всего, обрати внимание на тол и стул они должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: сядьте на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле – локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Не опирайся грудью о край стола – между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.
     В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом, и не забывать, что освещение должно быть слева. Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура – если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник.

свернуть

Развитие интеллекта

  Достаточно лишь 20 минут несложных упражнений в день, чтобы поддерживать свой мозг в тонусе. Многие из этих упражнений даже не требуют специального выделения времени: их можно делать, что называется, по ходу жизни. Вот список 10 наиболее эффективных из таких упражнений:
1. Считайте про себя в каждом подходящем случае. Перемножайте в уме двух - трехзначные числа.
2. Резюмируйте то, что читаете. Скажем, прочитав статью в журнале, заметку в газете или главу из книги мысленно попытайтесь сформулировать 1-2 предложениями основную мысль текста, определить его главную тему.
3. Запоминайте номера телефонов. Меньше пользуйтесь адресной книгой в сотовом телефоне.
4. Разгадывайте кроссворды. С этим нет никаких проблем — практически любое широкоформатное печатное издание публикует кроссворды в каждом номере.
5. Играйте в шахматы. Шахматы — прекрасный инструмент для тренировки и развития логического и стратегического мышления. Если нет реального партнера, то загрузите себе программу на ноутбук или сотовый телефон и выбирайте нужную конфигурацию: компьютер может быть и «новичком», и «середнячком», и «профессионалом».
6. Следите за речью. Это упражнение состоит из двух частей: 1) исключите слова-паразиты («как бы», «на самом деле», «в общем-то») и 2) формулируйте свои мысли четко и ясно. Постоянно задавайте себе мысленно два вопроса: «Что я говорю?» и «Зачем я это говорю?».
7. Переверните газету или книгу «вниз головой» и прочитайте пару страниц. Трудно? Поначалу да. Впоследствии можно усложнить задание: например, взять текст на иностранном языке.
8. Перечислите в течение одной минуты как можно больше предметов какого-либо одного класса: продуктов питания, пород собак, разновидностей оружия. Постарайтесь назвать не менее 20 предметов. Если не получается уложиться в минуту — отведите себе немного больше времени.
Не забывайте давать мозгу и полноценный отдых. В идеале надо устраивать пятиминутный перерыв после каждого часа умственной работы.

свернуть

Спасаем «зеркала» души

 Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. Важным инструментом защиты является профилактика.
         Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться.
         Перед экраном компьютера – длительность посещения не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора). Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение, либо не отражались от экрана. Кроме того, нельзя работать на компьютере в полной темноте. Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз. 
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз. 
3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

свернуть

"Всемирный день чистых рук"

Начиная с 2008г. во всем мире 15 октября объявлен «Всемирным днем чистых рук или днем мытья рук». Символ данного дня - вода, мыло и чистые ладошки!

Чем опасны грязные руки? Кроме загрязнения, которое мы видим глазами на руках могут находиться и невидимые без специальных устройств микроорганизмы - на 1 квадратном сантиметре живет около 1500 бактерий и вирусов.

Под часами или браслетом на руке прячутся миллионы бактерий, а под кольцами может быть больше бактерий, чем жителей во всей Европе.

Существуют заболевания, которых запросто можно избежать, если всего-навсего помыть руки:

  • Кишечные инфекции (их ещё называют «болезни грязных рук»),
  • - вирусные респираторные инфекции
  • - паразитарные (глисты)
  • -заразные кожные (чесотка)

А теперь серьёзно о симптомах кишечных инфекций.

Вирусы и бактерии могут попадать  на руки, на различные поверхности и предметы, в воду и пищу.

Поэтому даже самые привычные вещи могут быть опасными…Возможно, Вы об этом никогда не задумывались, но одними из самых загрязнённых предметов являются мобильные телефоны, клавиатура и компьютерная мышка, деньги, дверные ручки, поручни, пульты от телевизора, выключатели света. Мы постоянно руками дотрагиваемся до различных предметов (телефон, деньги, клавиатура), гладим своих маленьких любимцев.  Берем  руками также и продукты питания.

Для всех кишечных инфекций характерно  попадание возбудителей (бактерий или вирусов) через рот  в организм человека.

Летом в условиях теплых температур окружающей среды бактерии начинают размножаться с очень большой скоростью: из одной бактерии через 1 минуту появляется 2, затем 4, 8 и так далее

При наличии источника инфекции и не соблюдении правил личной гигиены инфекция распространяется очень быстро. И тогда, к сожалению, переносятся или отменяются какие-то важные для Вас мероприятия (встреча с друзьями, совместная игра в футбол, поход в кино и т.д.)

Вспомните. Сколько раз в течение дня Вы дотрагивались до своего лица?

 Дотрагиваясь грязными руками до рта, носа, глаз можно заболеть не только кишечными инфекциями, но и воздушно-капельными инфекциями.

Микроорганизмы, такие, как вирус гриппа, проникают в организм через слизистые оболочки и довольно часто – как раз за счет частых прикосновений руками к лицу. 

Ребята, кто знает, что это такое?

     Когда человек чихает или кашляет с капельками слюны вирус разлетается на расстояние до 1,5 метров. На короткий период вокруг заболевшего образуется «зараженная зона».

     Респираторный этикет» - это правила поведения в общественных местах, которые нужны для того, чтобы обезопасить себя и окружающих  лиц от заражения острыми респираторными инфекциями

                 Вот эти правила:

- при кашле и чихании необходимо использовать носовой платок, предпочтительнее применять одноразовые бумажные платки, которые выбрасывают сразу после использования;

- при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сгиб локтя, а не в ладони, т.к. традиционное прикрывание рта ладонью приводит к распространению инфекции через руки и предметы обихода;

- важно тщательно мыть руки с мылом и  стараться не прикасаться руками к губам, носу и глазам;

- по-возможности, избегать в закрытых помещениях кашляющих и чихающих людей и держаться от них на расстоянии.

Ребята, кто знает, что это такое?

Когда человек чихает или кашляет с капельками слюны вирус разлетается на расстояние до 1,5 метров. На короткий период вокруг заболевшего образуется «зараженная зона».

           Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать простые правила

Вирус в 52 раза меньше кишечной бактерии. Но для развития болезни  достаточно  попадания в организм  от 10 вирусных частиц.  Развитие болезни  наступает при попадании тысяч,  миллионов  и  даже миллиардов бактерий. Однако достаточно 1-3 часов, чтобы из 1 бактерии выросла огромная миллионно- миллиардная популяция

                 Вопрос на засыпку!

Мыть руки водой без мыла не эффективно: ополаскивание водой очистит руки визуально, но бактерии сохранятся. Кроме того, так Вы только создадите хорошие условия для размножения бактерий.

                Если руки с мылом мыть не стараться?..

                На руках может грязь остаться!

                Попадут микробы в рот!

                Может заболеть живот! 

                Так что, дети, постарайтесь,

                Чаще с мылом умывайтесь!

                Надо теплою водой

                Руки мыть перед едой.

А теперь самое важное! Мы будем учиться правильно мыть руки! Обязательно с мылом! Вспениваем мыло.

Акция "Чистые руки" 1-4 класс

Акция "Чистые руки" 5-7 класс

Акция "Чистые руки" 8-11 класс

свернуть