РУС БЕЛ ENG

Как распознать готовящийся суицид

Как распознать готовящийся суицид

Признаки необходимо учитывать,

если подросток стал вести себя несвойственным для него образом.

 Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи

- чувствует себя никому не нужным

- не может сам разрешить сложную ситуацию

- накопилось множество нерешенных проблем

- боится наказания

- хочет отомстить обидчикам

- хочет получить кого-то или что-то

В группе риска – подростки, у которых:

- сложная семейная ситуация

- проблемы в учебе

- мало друзей

- нет устойчивых интересов, хобби

- перенесли тяжелую утрату

- семейная история суицида

- склонность к депрессиям

- употребляющие алкоголь, наркотики

- ссора с любимой девушкой или парнем

- жертвы насилия

- попавшие под влияние деструктивных

  религиозных сект или молодежных течений

 

  Признаки суицида:

- угрожает покончить с собой

- отмечается резкая смена настроения

- раздает любимые вещи

- «приводит свои дела в порядок»

- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать

- живет на грани риска, не бережет себя

- утратил самоуважение

 

 Внешний вид и поведение:

  • Тоскливое выражение лица;
  • Гипомимия (минимум мимики);
  • Амимия (лицо-маска);
  • Тихий монотонный голос;
  • Замедленная (ускоренная) речь;
  • Экспрессивная речь;
  • Краткость ответов;
  • Отсутствие ответов;
  • Склонность к нытью, причитания;
  • Общая двигательная заторможенность;
  • Двигательное возбуждение;
  • Бездеятельность.

 

Эмоциональные нарушения:

  • Скука;
  • Грусть;
  • Уныние;
  • Угнетенность;
  • Мрачная угрюмость;
  • Злобность;
  • Раздражительность;
  • Ворчливость;
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • Чувство физического недовольства;
  • Безразличное отношение к себе, окружающим;
  • Тревога беспредметная (немотивированная);
  • Тревога предметная (мотивированная);
  • Ожидание непоправимой беды;
  • Страх немотивированный;
  • Страх мотивированный;
  • Тоска как постоянный фон настроения;
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;

  

Психические заболевания:

  • Депрессия;
  • Шизофрения;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;

Оценка собственной жизни:

  • Пессимистическая оценка своего прошлого;
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
  • Отсутствие перспектив в будущем.

 

Взаимодействие с окружающими:

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу;
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания;
  • Капризность.

 

Вегетативные нарушения:

  • Расширение зрачков;
  • Сухость во рту;
  • Тахикардия;
  • Повышенное АД;
  • Ощущение  нехватки воздуха;
  • Ощущение комка в горле;
  • Головные боли;
  • Повышенная сонливость (бессонница);
  • Отсутствие чувства сна;
  • Чувство физической тяжести;
  • Снижение веса тела;
  • Повышение веса тела;
  • Снижение аппетита;
  • Пища ощущается безвкусной;
  • Снижение интереса к противоположному полу.

Что Вы можете сделать?

- будьте внимательны к своему ребенку

- умейте показывать свою любовь к нему

- откровенно разговаривайте с ним

- умейте слушать ребенка

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой

- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы

- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно

- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц

- обратитесь за помощью к специалистам

Чего нельзя делать?

- не читайте нотации

- не игнорируйте человека, его желание получить внимание

- не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

- не спорьте

- не предлагайте неоправданных утешений

- не смейтесь над подростком

Советы внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите

- чаще обнимайте и целуйте

- поддерживайте в сложных ситуациях

- учите его способам разрешения жизненных ситуаций

- вселяйте  в него уверенность в себе

- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения

Эти слова ласкают душу ребенка…

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой?

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

- Как хорошо, что ты у нас есть!